Лицензия МЧС - что это, зачем она нужна, можно ли обойтись без нее?

Сегодня практически любая деятельность требует пристального внимания государства, даже если предприятие и является частным. В эпоху электричества и различных технологий любому предприятию нужна безопасность, в большей степени для людей, которые работают на нем, и которые приходят по какой-либо причине.

Широко известны печальные случаи, когда предприятия, например, ночные клубы не были полностью оснащены всеми атрибутами пожарной безопасности. Именно поэтому  государство обязало собственников помещений (магазинов, клубов, фабрик, заводов и т.д.) получить лицензию МЧС. Итак, разберем, что это такое, зачем она нужна, можно ли обойтись в работе без нее?

Что такое лицензия МЧС?

Лицензия МЧС – это документ, согласно которому его обладатель может осуществлять деятельность по ликвидации пожаров, возгораний, а также производить работы по монтажу, ремонту и другим видам обслуживания зданий. Сюда нужно отнести и средства пожарной безопасности.

Можно ли обойтись без лицензии? Теоретически можно, но чревато очень плохими последствиями для собственника помещения. Ведь при проверке выявление отсутствия этого документа квалифицируется, как административное нарушение, в некоторых случаях может быть и уголовная ответственность. Поэтому лучше обезопасить и себя, и свое детище, будь то огромный завод или небольшой магазин за углом.

Виды работ, предусматривающие наличие лицензии

Давайте теперь разберем, какие виды работ предусматривают наличие лицензии (справедливости ради отметим, что не везде она требуется).

1.    Работа с устройствами пожарной безопасности – первый , и наверно, самый главный пункт. Как известно, от огня практически не спастись, поэтому обязательно наличие данного документа. Здесь стоит уточнить так называемые подвиды таких работ – установка, ремонт и обслуживание средств пожаротушения, пожарной безопасности, сигнализации, водообеспечение для устранения очагов возгорания, установка и ремонт вентиляционных систем, чтобы дым легко и быстро выходил из помещения. Установка и обслуживание систем оповещения о возгорании, и многие другие.
2.    Получение лицензии на тушение пожаров – сюда также можно отнести проведение обучения населения основам пожарной и противопожарной безопасности, проведение учебных эвакуаций (не только в учебных заведениях, но и на предприятии), обязательное обучение и повышение квалификации тех сотрудников, которые отвечают за противопожарную безопасность.
3.    Лицензия на тушение лесных пожаров – до 2015 года наличие этого документа было обязательным, но на деле было очень неудобным. Поэтому на сегодняшний день получение именно этой категории лицензии отменено государственным приказом.
4.    Установление каминов, печей, дымовых труб, а также их ремонт, эксплуатация и обслуживание.
5.    Обслуживание и эксплуатация противопожарных ламп, сигнализаций, люминесцентных систем.

Итак, с этим пунктом более менее разобрались. Теперь отметим, как получить этот документ. Действительно ли это так сложно?

Как получить лицензию МЧС?

Любой документ можно получить без проблем. В первую очередь, нужно подать заявление в соответствующие органы, закупить необходимую аппаратуру, нанять специалистов по техническому обслуживанию и эксплуатации пожарной и противопожарной безопасности, затем пройти все проверки. Самое главное требование к собственникам – лицензия должна быть на руках до начала работы предприятия. 

Теперь перейдем к следующему, не менее важному пункту – каковы требования МЧС к получателям.

1.    В штате сотрудников обязательно наличие лица, имеющего профильное образование в сфере пожарной безопасности. Если такого не найти, то комиссию для проверки удовлетворит наличие сотрудников – инженеров, механиков, техников, электриков. Словом, тех, кто знаком с этой отраслью не на бумаге.
2.    Необходимо минимум 3 сотрудника в штате, которые отвечают всем требованиям для проверки. Если таковых нет, можно выбрать трех работников, наиболее близко знакомых с тематикой и помочь им пройти соответствующее обучение или курсы повышения квалификации.
3.    Конечно, нельзя обойти вниманием наиболее важный пункт – наличие оборудования.

Перечень документов, необходимых для получения лицензии

Не забываем и о том пункте, без которого получение лицензии стало бы невозможным – необходимый перечень документов, благодаря которым можно получить ценную бумагу. Итак, перечислим:

1)    Паспорт директора предприятия (российский).
2)    Копия ИНН, заверенная у нотариуса.
3)    ОГРН – также копия, заверенная у нотариуса.
4)    Копия трудового договора с начальником предприятия.
5)    приказ о назначении директора.
6)    трудовая книжка начальника.
7)    диплом о его образовании.
8)    Заверенная копия Устава.
9)    Договор аренды или документ о праве собственности, выписка из ЕГРЮЛ.
10)     паспорта и трудовые книжки специалистов.
11)    дипломы об их образовании и трудовые договоры.

При наличии всех документов в течение 45 дней компания может получить лицензию и приступать к деятельности. Отметим сразу, что срок действия лицензии неограничен, ни продлевать, ни обновлять ее не нужно.

Возврат к списку